Средняя школа №7 основана в 1965 г. За годы существования в школе сложился коллектив единомышленников, отличающихся творческим потенциалом и творческой активностью, подтверждением чего было участие школы в региональных экспериментах по апробации новых учебных курсов. На базе школы регулярно проводились областные и городские семинары по различным направлениям.
В 1990 г. в школе были открыты авторские классы гуманитарной и культурологической направленности, началось сотрудничество с Институтом общего образования МОРФ по созданию программы воспитания и образования учащихся.
В 1993 г. по рекомендации Департамента образования и науки Нижегородской области была открыта школа № 28 группой учителей-новаторов на основе авторских классов школы №7. В основу программы развития школы были положены принципы гуманизации и гуманитаризации в УВП. Ведущими идеями деятельности школы стали преемственность и интеграция.
За годы существования школа № 28 добилась высоких результатов в обучении учащихся. Ученики школы ежегодно занимали первые и призовые места в городских олимпиадах по литературе, русскому языку, истории, английскому и французскому языку, награждались Дипломами первой и второй степени в научно-практической областях и региональных конференциях, являлись победителями творческих конкурсов.
В 1996 г. педагогический коллектив принял участие во Всероссийском конкурсе "Авторская школа 96", выполнив условие конкурса по созданию критериев самоэкспертизы деятельности образовательного Учреждения. Высоким показателем успешной деятельности школы стали результаты 2-х выпусков в 1996 и 1997 году: 97% учащихся поступили в вузы Нижнего Новгорода, 12 человек закончили школу с медалью.
В 1998-1999 учебном году решением городской администрации произошла реорганизация МОУ "Средняя школа № 7" путем слияния с МОУ "Средняя школа № 28".
За 5 лет существования качественно нового образовательного учреждения в процессе реализации разработанной программы взаимодействия коллективов двух школ школа №7 вышла на новый уровень развития.
Школа стала городской экспериментальной площадкой по теме "Развитие базовых основ культуры личности через интеграцию в УВП". В ОЭР принимали участие 19 человек педагогического коллектива и около 500 учащихся из 23 классов. Руководили экспериментом Соколова В. В., доктор педагогических наук, профессор ННГУ им. Н. И. Лобачевского и Соколов В. М., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой управления и педагогики образования системы ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Эксперимент охватил весь учебно-воспитательный процесс, что способствовало повышению качества образования, развитию творческого потенциала педагогов и учащихся.
Психолого-педагогические исследования демонстрируют особый психологический климат в школе; демократический стиль педагогического общения, личностно ориентированное общение в системе "учитель-ученик", индивидуализацию и дифференциацию в процессе обучения, максимальную самореализацию каждого учащегося. В настоящее время девизом школы, характеризующим деятельность школы является "КИТ" (качество, интеграция, творчество), где качество выступает как цель, интеграция как средство достижения цели, творчество как результат деятельности коллектива школы.
Члены администрации школы - руководители высшей и первой категории - тесно сотрудничают с лабораторией научных основ управления в образовании НИРО, что способствует обеспечению научного подхода в управленческой деятельности.